Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Сен-Симон


Анри де Сен-Симон (1760—1825 гг.) по своему происхождению принадлежал к французской знати. Принимал участие в войне английских колоний в Северной Америке за независимость. Во время французской буржуазной революции Сен-Симон некоторое время примыкал к якобинцам, но вскоре отказался от участия в политической жизни. Удачными спекуляциями Сен-Симон составил себе большое состояние, но затем разорился. Последние десятилетия своей жизни Сен-Симон посвятил литературной деятельности. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк, по универсальности ума Энгельс сравнивал Сен-Симона с Гегелем.
Первое произведение Сен-Симона «Письма Женевского обитателя к современникам» вышло в 1803 г. В последующие годы им написано много работ, среди них: «Промышленность, или политические, моральные и философские рассуждения» (1817— 818 гг.), «О промышленной системе» (1821 г.), «Катехизис промышленников» (1823—1824 гг.), «Новое христианство» (1825 г.). К концу жизни у Сен-Симона образовалась значительная группа учеников и последователей, которые пропагандировали его учение. Сен-симонисты развивали учение Сен-Симона в социалистическом духе, но вскоре движение выродилось, и сен-симонизм превратился в реакционную религиозную секту.
Взгляды на капитализм. Общество, по воззрениям Сен-Симонa, находится в состоянии постоянного развития. Развитие общества — закономерный процесс, каждый новый этап в развитии прогрессивен по сравнению с предыдущим. Процесс исторического развития Сен-Симон объяснял идеалистически — прогрессом человеческого знания. В соответствии с этим основную задачу философии он видел в том, чтобы определить основы наиболее разумного общественного строя. Новая эпоха в жизни человечества — промышленная система наступит, с точки зрения Сен-Симона, в результате распространения созданного им учения.
Несмотря на идеализм во взглядах на историю, Сен-Симон в ряде случаев отстаивал материалистические идеи. Так, основу всего общества Сен-Симон видел в отношениях собственности. Форма правления, доказывал Сен-Симон, имеет второстепенное значение, существо общественного строя определяется собственностью. Он писал: «Учреждение собственности — суть; именно этот институт служит основанием общественного здания». Собственность, в понимании Сен-Симона, историческая категория, характер ее меняется с развитием общества.
Своеобразны взгляды Сен-Симона на классовую структуру современного ему общества: он делит общество на две большие части — промышленников и феодалов. По его собственному разъяснению, под промышленниками надо понимать земледельцев, фабрикантов, коммерсантов, банкиров, а также служащих и рабочих, которым «они дают работу». К промышленникам он относит также ученых, художников, ремесленников. Феодалы — паразитическая часть общества, это —дворянство во главе с королевским двором, чиновничество, духовенство. Ненаучный характер этого деления очевиден. В классе промышленников Сен-Симон объединил как эксплуатируемых, так и эксплуататоров. Только собственников, не участвующих в руководстве предприятиями, он относил к паразитическому классу феодалов.
Характеризуя историю Франции, Сен-Симон подчеркивал все возрастающую роль промышленников и борьбу промышленников с феодалами. Рассматривая вопрос о расстановке классовых сил в период французской буржуазной революции, Сен-Симон прямо указывал на борьбу классов. Эту постановку вопроса Энгельс оценил чрезвычайно высоко. «Понять, что французская революция была классовой борьбой между дворянством, буржуазией и неимущими, — это в 1802 г. было в высшей степени гениальным открытием».
Французскую буржуазную революцию Сен-Симон рассматривал как заключительный этап падения старой социальной системы — феодализма. Настоящая цель революции состояла, с точки зрения Сен-Симона, в образовании новой социальной системы.
Характеризуя состояние современного ему общества, Сен-Симон говорил о политической болезни, «которая обрекает на страдания всех полезных обществу работников, болезни, которая дает возможность королям поглощать наибольшую часть заработка бедняков для своих личных затрат, для затрат своих придворных льстецов и своих солдат».
Сен-Симон очень резко разоблачал паразитизм королевского двора, дворянства, чиновников, духовенства. Все эти группы населения приносят только вред. Цвет французского общества составляют ученые, художники, ремесленники. Если бы Франция их потеряла, она стала бы телом без души. В современном обществе все перевернуто вверх ногами, и «бедные должны быть великодушны к богатым, и вследствие этого менее обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников».
Сен-Симон решительно отвергал распространявшийся буржуазными идеологами взгляд, что Англия, которая была тогда наиболее развитой капиталистической страной, должна рассматриваться как образец, которому надо следовать. Он в яркой форме характеризовал продажность английской администрации, подкупы на выборах, антидемократический характер английской парламентской системы. В буржуазной Англии, подчеркивал Сен-Симон, богатство является единственным основанием для, оценки человека. Крупнейший недостаток капиталистической системы Сен-Симон видел в анархии, царящей в сфере производства. Она препятствует рациональному использованию ресурсов общества, приводит к многочисленным потерям.
Будучи убежденным противником капиталистического строя, Сен-Симон не понимал, однако, природы капиталистических противоречий. Постоянно подчеркивая паразитизм феодальных элементов, он не видел того, что рабочие эксплуатируются капиталистами. Последних он изображал как организаторов производства, которые вместе с рабочими участвуют в создании материального богатства, принадлежат к одному и тому же классу — классу промышленников. Сравнивая общество с пирамидой, Сен-Симон ее гранитным основанием считал рабочих, занятых ручным трудом. К последующим слоям он наряду с учеными и деятелями искусства относил также руководителей промышленности.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Полное или частичное копирование материалов данного сайта запрещено